Неблагополучная семья в детском саду

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями

Неблагополучная семья в детском саду

Анна Ковалькова
Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями

Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно Федерального Закона от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей, находящихся в социально – опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.

Сложное положение в семьевлияет на детей отрицательно: повышается тревожность, занижается самооценка, проявляется агрессия. У детей из неблагополучных семей отсутствуют адекватные представления о себе и окружающем мире.

Цель работы по раннему выявлению семей:

*защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОУ); *предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, не допустить семьи до социально опасного положения.

Основные задачи по выявлению и учету семейного неблагополучия:

*выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;

*оказание социально – психолого – педагогической помощи несовершеннолетним;

*проведение комплексной профилактической работы по социальной реабилитации семей, требующих поддержки.

В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семьевоспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

*социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

*медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

*социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

*социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

*криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

Механизм выявления неблагополучных семей:

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ.

Воспитатели заполняют карты воспитанников, составляется социальный паспорт семьи и ДОУ.

Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия. К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей,можно отнести:

*утомленный, сонный вид

*санитарно-гигиеническая запущенность

*склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания

*неумеренный аппетит

*задержка роста, отставание в речевом, психо-моторном развитии

*привлечение внимания любым способом, «прилипчивость» ребенка

*чрезмерная потребность в ласке

*проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием

*проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

*трудности в обучении.

Так же необходимо обратить внимание на признаки неблагополучия в семье:

*ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде,неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

*родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

*ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

*родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.

*родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

*ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

*при посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

*характер взаимоотношений в семьенаносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели обращаются к заведующему, инспектору по охране прав детства и к методисту ДОУ, с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Различают три степени неблагополучия семьи: раннее неблагополучие (группа риска, трудная жизненная ситуация и социально опасное положение.

Понятие семьи группы риска: «раннее неблагополучие» – это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств в своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти.

Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Это понятие, позволяет выделять категорию людей, семей, поведение которых может представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам.

Понятие семьив трудной жизненной ситуации: Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально опасного положения) – это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность, (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, которую он не может преодолеть самостоятельно. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход.

Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.

Понятие семьи социально-опасной, «неблагополучная»семья: Семья считается неблагополучной,если родители:

не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

отрицательно влияют на их поведение;

страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей, пьянство одного или обоих родителей;

их асоциальное поведение;

устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

жестокое обращение с детьми (побои);

побеги из дома, конфликты со сверстниками.

Корчагина Ю. В. выделяет несколько типов неблагополучных семей, в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:

1. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

2. Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).

3. Асоциальные семьи – признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

4. Аморальные семьи — это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

5. Антисоциальные семьи – в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции.

Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних.

Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Оформление документов:

На каждую неблагополучную семью состоящую на учете, заводится папка,в которую входят следующие документы:

*ксерокопии документов (свидетельство о рождении детей, паспорта родителей, свидетельство о заключении брака/развода);

*представление на рассмотрение семьи общественной комиссией;

*акты обследования ЖБУ;

*постановление КДНиЗП о постановке на учет;

*карта учета семьи находящейся в социально-опасном положении;

*комплексная программа реабилитации семьи находящейся в социально-опасном положении;

*план работы с семьей группы риска, состоящей на учете МБДОУ;

*характеристики на семью/детей;

*ходатайство.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной)семьи.

3 этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

4й этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий, у нас это Совет профилактики ДОУ.

5 этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

7 этап: составление паспорта семьи.

8этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (другие образовательные учреждения, Администрация поселка, КДН и ЗП Сальского района, Центр занятости Сальского района, Полиция, приют, инспекция по делам несовершеннолетних, опека и т. д.)

9 этап: составление программы/плана работы с неблагополучной семьёй.

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи, отслеживание динамики, наблюдайте за ребенком, отслеживание динамики развития детско-родительских отношений.

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение об исправлении ситуации и возврате ребёнка в семью.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-rane-vyjavlenie-socialnogo-neblagopoluchija-semi-v-dou-organizacija-raboty-v-dou-s-neblagopoluchnymi-semjami.html

ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА И УСТРАНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В ДОУ

Неблагополучная семья в детском саду

Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия в доу

Педагог-психолог

Азанова в. с.

МБДОУ ЦРР-детский сад № 16

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Именно работа дошкольного образовательного учреждения в этом направлении позволяет создать реальную, действующую на ранних стадиях систему профилактики социального сиротства.

Согласно Федерального Закона от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей, находящихся в социально – опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.

Определить семейное неблагополучие позволяет ряд следующих факторов социального риска в семье:

1.социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2.медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3.социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

4.социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5.психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6.криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

7.иноязычные семьи.

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная, с плохими жилищными условиями).

Это семья с низким уровнем жизни. Если в семье обнаружены такие факторы социального риска, как распитие спиртных напитков, аморальный образ жизни, безработные родители, невыполнение санитарно-гигиенических норм, в этом случае можно рассматривать такую категорию семьи, как семья группы риска.

Данные категории семей должны состоять на внутрисадовом учете.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми; по внешнему виду ребенка и по его поведению

выявляет признаки неблагополучия.

Следует обращать внимание на то, как родители относятся к выполнению своих родительских обязанностей: какие методы и приемы используют в воспитании ребенка, проявляют ли заботу о здоровье ребенка, каков личный пример и т.д.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия

* Внешний вид ребенка и характер травм:

– множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);

– задержка физического развития (отставание в весе и росте);

– признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

*Психическое состояние и поведение ребенка:

возраст 1,5 -3 года

– боязнь взрослых;

– редкие проявления радости, плаксивость;

– реакция испуга на плач других детей;

– крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;

возраст 3 -6 лет

– примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

– пассивная реакция на боль;

– болезненное отношение к замечаниям, критике;

– заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

– псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

– негативизм, агрессивность;

– жестокое отношение к животным;

– лживость, воровство;

– склонность к поджогам.

  • Поведение родителей или попечителей:

-противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

-несвоевременное обращение за медицинской помощью;

-инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

-обвинение в травмах самого ребенка;

-неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

-отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

-невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

– рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия

* Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

– задержка физического и умственного развития;

– нервный тик;

– энурез;

– печальный вид;

– различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

– беспокойство или тревожность;

– нарушение сна;

– длительно сохраняющееся подавленное состояние;

– агрессивность;

– склонность к уединению;

– чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

– угрозы или попытки самоубийства;

– неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

– плохая успеваемость;

– низкая самооценка;

– нарушение аппетита.

* Поведение взрослых

– нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

– оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

– постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;

– негативная характеристика ребенка;

– отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

– перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

– открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка -признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

– утомленный, сонный вид, опухшие веки;

– санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

– низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

– задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

– задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка;

-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

-повторные случайные травмы или отравления;

-постоянный голод и (или) жажда;

-кража пищи;

– требование ласки и внимания;

– подавленное настроение, апатия;

– агрессивность и импульсивность;

Особенности внешнего вида ребенка, характера травм, психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

-заболевания, передающиеся половым путем,

-повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

-резкие изменения веса;

-психосоматические расстройства,

-страхи, ночные кошмары;

-несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

Если воспитатель совместно с заведующей ДОУ, используя метод наблюдения, по внешнему виду ребенка и его поведению, выявили неблагополучную семью, необходимо срочно обследовать жилищно-бытовые

условия, в которых проживает несовершеннолетний. При посещении семьи

составляется акт жилищно-бытовых условий семьи (по форме). Возникает необходимость поставить данную семью на внутрисадовый учет. Заведующая ДОУ совместно с воспитателем группы подают представление

в Совет профилактики.

Постановка семьи на внутрисадовый учет происходит

по решению Совета профилактики ДОУ с учетом информации, поступившей из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, или совместного представления заведующей и воспитателя ДОУ с учетом Положения о постановке и снятии с внутрисадового учета семей, находящихся в социально-опасном положении (образец положения прилагается).

Чтобы спланировать работу с неблагополучными семьями, о семье надо знать: материально-бытовые условия, эмоционально-нравственный климат, режим дня ребенка в семье, методы и приемы воздействия взрослых на детей, семейный досуг, уровень педагогической культуры родителей.

Направления и формы работы с неблагополучной семьей

п/п

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работы с неблагополучной семьей

1

Диагностика семейного

неблагополучия

наблюдения педагогов;

анкетирование детей и родителей;

опросники;

тесты;

тренинги;

анализ документов;

анализ продуктов детского творчества;

составление социально-психологического паспорта семьи;

анализ состояния здоровья детей;

анализ развития.

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье

советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;

консультации педагогов;

индивидуальные беседы;

выход в семью.

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей

группы риска;
тренинговые группы;

консультирование;

семейные вечера.

4

Профилактика семейного

неблагополучия

родительский всеобуч;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обобщение, обогащение и осмысление

успешного воспитательного опыта родителей;

семинары для родителей;

5

Помощь общества неблагополучным семьям

акции милосердия;

ходатайство перед ТОСЗН с целью

оказания семье материальной помощи;

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей администрацией и педагогами ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: отдел образования, ПДН, ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

Источник: https://infourok.ru/viyavlenie-profilaktika-i-ustranenie-semeynogo-neblagopoluchiya-v-dou-3920308.html

Организация работы ДОУ с неблагополучными семьями

Неблагополучная семья в детском саду

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

* социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

*медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

* социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

* социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

*  криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

                             Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ.

Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего,  воспитателей и педагогов) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия.

Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

  • утомленный, сонный вид;                                   
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;                   
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;             
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;       
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.     

 Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;                  
  •    в выраженном страхе взрослых;
  •    в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
  •    в боязни идти домой;                                                  
  •    в жестоком обращении с животными;        
  •    в стремлении скрыть причину травм.    

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

  Признаки неблагополучия в семье

  1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде,  неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
  2. Родители   злоупотребляют   алкоголем,   приходят  в детский сад в нетрезвом виде.

3.    Ребенок приходит из дому со следами     побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

  1. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
  2. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
  3. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
  4. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
  5. Характер  взаимоотношений  в  семье  наносит вред психическому  здоровью  ребенка:  скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.    

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной(проблемной) семьи.

Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми,оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий.

Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап: составление карты семьи.

Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения,  дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью. 

   Социально-педагогическая работа с различными типами семей

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

  • выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попеченияродителей, создание банка данных;
  • участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
  • контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
  • поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
  • работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
  • защита интересов опекаемых;
  • законодательное просвещение;
  • практические мероприятия для семьи.

2. Многодетные семьи:

  • содействие родителям в повышении качества выполнения имивоспитательных функций;
  • организация благотворительной помощи;
  • рекомендации по организации семейного досуга;
  • профориентационная работа;
  • законодательное просвещение;
  • совместные мероприятия для детей.

3. Неполные семьи:

  • оказание необходимой помощи в получении пособий;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • профилактика асоциально-аморального поведения;
  • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
  • законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

  • изучение динамики развития проблемы семьи;
  • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
  • законодательное просвещение.

Консультации и памятки для родителей:

Источник: https://ds158.detsad.tver.ru/blog/2020/09/22/%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%B4%D0%BE%D1%83-%D1%81-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83/

Родителям на заметку! Как воспитатель определяет благополучная семья или проблемная

Неблагополучная семья в детском саду

В работе воспитателя много подводных камней. Одной из обязанностей воспитателя является выявление неблагополучных семей и работа с этими семьями.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

-социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

-медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно – гигиеническими нормами);

-социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

-социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

-психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

-криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.)

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ.

Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, педагогов и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия.

Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

· утомленный, сонный вид;

· санитарно-гигиеническую запущенность;

· склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

· неумеренный аппетит;

· задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

· привлечение внимания любым способом;

· чрезмерная потребность в ласке;

· проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

· проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

· трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

· в боязливости ребенка,

· в выраженном страхе взрослых;

· в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;

· в боязни идти домой;

· в жестоком обращении с животными;

· в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

Признаки неблагополучия в семье

1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.

5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Если статья была вам полезна, ставьте лайк!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d2d43a223371c00ace845dd/roditeliam-na-zametku-kak-vospitatel-opredeliaet-blagopoluchnaia-semia-ili-problemnaia-5da69abae6e8ef00ad1742d7

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.