Патронаж в детском саду

Система работы патронажа семьи из опыта работы

Патронаж в детском саду

Система работы патронажа семьи на базе МБДОУ

«ЦРР – детский сад №28»

Дошкольный возраст – период активного формирования и развития жиз­ненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедеятельности человека, социумом.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зре­лости – компетентности, определяется траектория развития и успешной адап­тации к меняющимся условиям.

Эффективность этого периода обеспечивается ранним началом воспитательно-образовательной работы с ребенком, подбором средств методов и приемов деятельности, оказанием своевременной педагоги­ческой помощи семье и ребенку.

К сожалению, на данный момент не все дети дошкольного возраста охвачены дошкольным учреждением, а родителям недостаточно компетентны в вопросах воспитания и образования детей, к тому же растет количество семей, дети которых не посещают детские сады в силу разных причин. Исходя из этого организация такой формы дошкольного образования, как семейный патронаж, является современным шагом в сферу расширения форм оказания образовательных услуг

С 2011 года в нашем детском саду начал свою работу семейный патронаж двух детей 5 и 3 лет. Дети из неполной семьи, воспитываются мамой.

Цель семейного патронажа: оказание помощи родителям, дети которых не посещают дошкольное образовательное учреждение, подготовка неорганизованных детей к школе.

Задачи патронажа:

1) Привлечь внимание родителей неорганизованных детей к необходимости педагогического воздействия на ребенка;

2) Способствовать выявлению и устранению психолого-медико-педагогических нарушений у неорганизованных детей;

3) Поддерживать и стимулировать деятельность родителей и специалистов при работе с неорганизованными детьми;

4) Способствовать созданию банка данных неорганизованных детей с ограниченными возможностями здоровья в районе.

Для эффективной работы с семьей необходимо было организовать взаимодействие со специалистами. В нашем ДОУ такую роль выполняют педагоги детского сада, которые решают вопросы о виде и характере помощи семье. Работа педагогов с семьей дает высокую эффективность и положительные результаты. Работа с семьей строилась поэтапно:

1) Сбор информации о семье от других субъектов;

2) Работа над мотивацией по принятию семьи и помощи;

3) Установка договорных отношений с семьей.

Первый шаг являлся очень важным при работе с семьей. Педагогу-психологу приходилось осуществлять интервенцию. Цель интервенции – войти в семью и расположить к себе, чтобы найти предпосылки для продуктивной работы. Поэтому наши педагоги шли в семью с добрыми намерениями, завоевать доверие (стать приятными для этой семьи).

Педагогу-психологу приходилось брать на себя выполнение нескольких ролей, в зависимости от ситуаций и целей. Это означало то, что на первоначальном этапе педагогу-психологу приходилось выполнять ведущую роль в играх, где мама и ее сын 5 лет были только наблюдателями.

Занятия с детьми проводились один раз в неделю по месту жительства детей воспитателем, зам. зав. по ВМР, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по ФК.

У каждого педагога была составлена своя рабочая программа для данных детей, где за основу была взята программа «Радуга». Рабочие программы были подобраны индивидуально с учетом возможностей и способностей патронажных детей.

Во время занятий специалисты использовали пособия, стимульный материал, компьютерные презентации.

Помимо занятий дети с удовольствием посещали праздники, спектакли, спортивные мероприятия, которые проводились в детском саду и с удовольствием принимали в них участие.

На втором этапе проводилась диагностика и анализ проблем в работе с патронажной семьей. Один раз в месяц педагоги собираются, для обсуждения планов дальнейшей работы и оценки полученных результатов.

https://www.youtube.com/watch?v=DPJb8f_cwtQ

Главной задачей третьего этапа является не только взять на патронат семью, а научить маму самостоятельно обращаться к специалистам ДОУ.

Таким образом, психолого-педагогический патронаж является важным направлением деятельности ДОУ, посредством которого педагоги оказывают помощь в социальной и педагогической адаптации детям, не получающим дошкольное образование и их семьям в вопросах воспитания, обучения и развития.

Новые альтернативные формы работы дают возможность подготовить ребенка к поступлению в образовательное учреждения, помочь взрослым в воспитанию ребенка. Насыщение дошкольного образования развивающими и многообразными формами деятельности и обеспечения оптимальными услугами для развития детей служат гарантией формирования полноценной психологической помощи к обучению в школе.

Список литературы:

  1. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитания. – М.: Академия, 1999
  2. Современные информационные технологии в ДОУ: управления образование, воспитания//Обруч. – 2009. – №6
  3. Амибекова З.Н. Ценности семейного воспитания. – М.: Владос, 2003

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sistema_raboti_patronazha_semi_iz_opita_raboti_162712.html

Консультация для воспитателей «Патронаж семьи»

Патронаж в детском саду

Елена Горохова
Консультация для воспитателей «Патронаж семьи»

Патронаж семьи

(Консультация для педагогов)

Уважаемые воспитатели!

Наступил сентябрь – время для первого посещения семей ваших воспитанников. Ведь для того, чтобы воспитывать наших детей во всех отношениях, необходимо знать их во всех отношениях. А можем ли мы знать ребенка, если не знаем его семью, особенности семейного воспитания.

Не секрет, что на ребенка влияет все, что происходит в семье – взаимоотношения между родителями, позиция бабушек и дедушек, увлечения и интересы семьи, отношение к наказаниям и поощрениям и многое другое. А как мы можем узнать семью поближе? Только посетив ее и в спокойной домашней обстановке выяснив все, что вас интересует.

Прежде чем посетить семью, необходимо поставить себе цель – зачем я туда иду. Цели могут быть разные.

Если это первое посещение, то цель – обследование санитарно-гигиенических, жилищно-бытовых условий семьи, составление социально-правового паспорта.При первом посещении целесообразно выяснить следующие факторы:

• ИФО, дату рождения, образование, место работы или учебы, прописку у всех родственников так или иначе воздействующих на ребенка – матери, отца, сестры, брата, бабушки, дедушки, тети, дяди.

• Статус семьи – полная семья или неполная.

Семьябудет считаться полной в случаях:

а) брак зарегистрирован;

б) брак не зарегистрирован, отцовство установлено, родители ребенка живут вместе.

Семья будет считаться неполной (в разводе)в случаях:

а) если есть официальное свидетельство о разводе;

б) если брак не был зарегистрирован, отцовство установлено, но родители ребенка вместе не проживают;

Семья будет считаться неполной (одинокая мать)в случаях:

а) отцовство не установлено, есть справка из отдела ЗАГС, что мама ребенка – одинокая.

Семья будет считаться неполной (вдова, вдовец, в случае, если есть свидетельство о смерти члена семьи.

• Жилищные условия семьи – сколько комнат, примерный метраж квартиры, если семья проживает с родственниками, какую часть жилья занимает семья. В этом случае также можно уточнить, состоит ли семья в очереди на жилье. Обязательно отметьте санитарное состояние квартиры.

• Условия, созданные для ребенка – есть ли своя комната, или уголок в общей комнате, где у ребенка есть свои игрушки, игры, принадлежности для творчества, есть ли своя кроватка.

Отметим, если у ребенка все его вещи в неприглядном виде, скудный игровой уголок, или совсем ничего нет кроме одного фиолетового зайца, это может говорить о том, что ребенком не занимаются, не интересуются его нуждами.

• Также,для лучшего понимания ребенка можно выяснить следующее: особенности поведения ребенка при кормлении, укладывании спать, при общении со взрослыми, сверстниками, особенности здоровья воспитанника.

• В конце беседы можно задать такие вопросы – какие затруднения вы испытываете в процессе воспитания ребенка, какую помощь вы хотели бы получить от детского сада – консультации по медицинским, психологическим, педагогическим, логопедическим, правовым вопросам.

Эта информация поможет вам скорректировать свою работу по оказанию реальной помощи семье.

По ходу беседы можно дать родителям какие-либо рекомендации по организации жизни ребенка дома.

При повторных посещениях вы отмечаете изменения, которые произошли в семье – мама вышла замуж, папа женился, родители уехали на заработки, кто-то развелся, умер, родился, семья переехала на другое местожительства. Здесь очень важно отметить, как изменения влияют на ребенка.

Также, при повторном посещении вы отмечаете, как родители выполнили ваши рекомендации. Например, у ребенка нет уголка для творчества, и вы рекомендовали его оформить. При повторном посещении вы отмечаете, что родители сделали. Необходимо добиваться выполнения ваших рекомендаций.

При повторных посещениях вы можете обсудить с родителями проблемы или успехи в воспитании и развитии ребенка.

Причем, при обсуждении проблем нельзя создавать отрицательный образ ребенка, так как этим вы сразу вызовете неприятие со стороны родителя, и ни о каком дальнейшем взаимодействии не может быть и речи.

Помните, что опора на положительные качества ребенка – основа доверия родителей к педагогу.

Поэтому, начинать обсуждение проблем необходимо с положительной характеристики ребенка. И затем уже переходить к обсуждению проблемы. Здесь очень важно проявить высокий педагогических такт и дать понять родителям, что вы любите ребенка и только из чувства любви к нему желаете ему помочь.

Обговорив проблему, предложите пути выхода из ситуации. Для начала необходимо выяснить взгляды родителей на проблему. Если проблема осознана родителями, попробуйте найти выход вместе.

Побуждайте родителей высказывать свои взгляды на воспитание и развитие ребенка, выслушивайте мнение родителей, даже если оно ошибочно. Не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия. И призывайте родителей объединить усилия для выработки единых требований.

Если с ходу не получается решить проблему, можно пригласить на консультацию к психологу, педагогу, логопеду, заведующей.

Если проблема в междусемейных отношениях, предложите обратиться к семейному психологу.

Если проблема не осознана, родители не видят ничего плохого в своем ребенке и его поведении, нужно привести какие-либо доводы и постараться убедить родителей в том, что развитие или поведение ребенка нуждается в коррекции. Возможно, это осознание придет к родителям не сразу, а через некоторое время.

В любом случае, дайте надежду родителям на то, что все можно исправить и безвыходных ситуаций не бывает.

На последующих посещениях вы контролируете выполнение ваших совместных усилий по решению проблемы.

В заключении хотелось бы еще раз напомнить – при общении с родителями будьте доброжелательны, улыбчивы, проявляйте терпимость к иным точкам зрения.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-patronazh-semi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.