Распоряжение об установлении опеки

Содержание

Установление опеки и попечительства над детьми

Распоряжение об установлении опеки

Сегодня в детских домах живут огромное количество детей, которые по разным причинам лишены родительского внимания. Большинство из них были забраны органами опеки с родных семей по причине недобросовестного исполнения родителями их прямых обязанностей. Другая половина — это сироты, потерявшие родителей и не имеющие родственников.

Усыновление – это идеальный вариант устройства таких детей. Но на такой ответственный шаг решаются единицы. Другое дело опека и попечительство. В чем суть этих форм воспитания? И как оформить опеку или попечительство над ребенком из детского дома?

Опека и попечительство в России

Вначале определим значение этих терминов. Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними – передача ребенка, лишенного родительской заботы, на содержание и воспитание дееспособному лицу.

Данные отношения определяются законом РФ, а именно Семейным Кодексом (главой 20) и Гражданским Кодексом (статьями 31-41), постановлением правительства 423 об правилах выполнения процесса опеки и ФЗ 48 о реализации опекунства и попечительства воспитанников детских домов.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 800 350 83 46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Есть практика, когда над воспитанником детского дома устанавливается предварительная опека. Это срочная мера назначения опекуна. Применяется в определенных случаях.

Чем отличается от усыновления?

  1. Усыновить можно ребенка любого возраста вплоть до совершеннолетия. Взять в опекунство возможно до 14 лет, в приемную семью от 14 лет до 18 лет (т.е. только подростки).
  2. Усыновление предполагает прием в семью на правах кровного ребенка. Попечительство (опекунство) – это просто помощь ребенку из детского дома в воспитании.
  3. Усыновление не предполагает финансовой помощи от государства. В случае с попечителями государство выплачивает пособие на ребенка и вознаграждение за осуществление воспитания родителям.
  4. Органы опеки регулярно контролируют опекунов и приемные семьи. Осматривают жилищные условия, проверяют, как и где ребенок учится, как проходит его быт.
  5. При усыновлении дети прекращают родительские правоотношения со своими родителями и родственниками, при опеке и попечительстве эта связь не прерывается.

Установление опеки и попечительства: основные положения

Технология опеки и попечительства предполагает установление над ребенком опекунства или попечения с целью:

  1. Воспитания. Получения образования, адаптации к жизни вне детского дома. Опекун и приемная семья должны стать для воспитанника образцом правильных семейных отношений.
  2. Обеспечение защиты ребенка в законодательном плане.

Опекунство определяется над ребенком не старше 14-летнего возраста. Попечение возможно исключительно над подростками (14 — 18 лет).

Попасть под опеку или попечительство могут воспитанники детских домов, с родными родителями которых произошли следующие ситуации:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 800 350 83 46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • погибли. (Факт установлен документально);
  • лишены родительских прав на срок более полугода. Имеют ограничения на осуществление над ребенком попечения. Отец и мать не планируют восстанавливать свои права на ребенка и ведут аморальный образ жизни;
  • в судовом порядке были признаны недееспособными (психическое заболевание, возраст до 16 лет);
  • больны. Заболевание напрямую мешает заниматься уходом за ребенком – онкология, туберкулез, СПИД;
  • находятся в местах лишения свободы.

Строго регламентирует взаимоотношения между воспитанником и опекуном (приемной семьей) закон РФ. А именно ФЗ об опеке и попечительстве, Семейный Кодекс РФ статьей 145 главы 20.

По распоряжению правительства РФ опека над ребенком из детского дома осуществляется исключительно по его согласию, если на момент оформления ему исполнилось 10 лет и более. До этого его интересы представляют органы опеки. Оформление ребенка в попечение возможно исключительно по его согласию.

Часто в детские дома дети поступают со своими братьями и сестрами. В этом случае и опека и попечительство не вправе разлучать родных. Исключения бывают, но только в интересах детей.

Требования к опекунам и попечителям

На опекунов и попечителей накладывается огромная ответственность. В их семьи попадает ребенок со сложной судьбой. Эти люди должны помочь ему стать взрослым человеком, приспособиться жить в семье. По этой причине государство в защиту детей определяет для опекунов и попечителей строгие требования ( гл.20 СК РФ). А именно:

  • возраст. Взять на воспитание ребенка может только совершеннолетний;
  • дееспособность;
  • навыки воспитания;
  • отсутствие тяжелых заболеваний.

В качестве основания установления опеки и попечительства над детьми обязательно учитывается следующее:

  1. Мнение ребенка. Если ему уже исполнилось 10 лет.
  2. Мнение опекуна или попечителя. Стать воспитателем для приемного ребенка может гражданин только по собственному желанию – это его гражданское право.
  3. Мнение органов опеки.

Решение о запрете на опекунство, и попечительство может быть вынесено:

  1. Если лицо было лишено родительских прав по другому ребенку.
  2. Если лицо уже было опекуном, попечителем или усыновителем, но отказалось от своих обязанностей.
  3. Лицо, не имеющее стабильного дохода.
  4. Если с лицом было разорвано соглашение об опекунстве и попечительстве по другому ребенку, по причине недобросовестного исполнения им своих обязанностей.
  5. Лицо, имеющее судимость.
  6. Лицо, не имеющее определенного места жительства.

Разорвать соглашение об опекунстве и попечительстве вправе социальные службы (в случае нарушения родителями пунктов соглашения) и непосредственно исполнителями. Для этого опекунам (попечителям) нужно подать в суд соответствующий иск, где объяснить причину своих действий.

Права и обязанности опекунов и попечителей

Граждане, которые берут в свою семью для воспитания ребенка из детского дома, имеют права и обязанности.

К ним относят:

  1. Осуществлять воспитание ребенка.
  2. Внимательно следить за здоровьем воспитанника, его психическим состоянием. Обеспечить ему правильное нравственное воспитание.
  3. Право самостоятельно определять способ воспитания (в рамках Семейного Кодекса РФ) , но при этом учитывать мнение и характер ребенка.

Установлены данные права законом РФ – статьями СК 55-57 и 148.

Порядок установления опеки и попечительства

Оформление может занять достаточно много времени из-за необходимости предоставления большого списка документов. Коротко весь процесс состоит из трех основных шагов:

  1. Подачи заявления в орган опеки (Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на опекунство и попечительство].). В нем указывается просьба рассмотреть кандидатуру гражданина на получение статуса опекуна или попечителя. К данному заявлению прикрепляется обязательный список документов.
  2. Рассмотрение заявления комиссией органов опеки.
  3. Выдача начальником социальной службы опеки решения по делу.

В случае положительного исхода между попечителем и службой опеки подписывается договор, о возмездном исполнении попечительских функций. А именно опекун обязуется воспитывать ребенка, а государство помогать финансово ежемесячно (пособия на ребенка, вознаграждения родителям).

Опекунство по закону РФ осуществляется безвозмездно. Но региональные власти могут пойти навстречу таким гражданам и назначить выплаты из собственного бюджета.

Обратиться за оформлением опекунства и попечительства нужно в социальный орган опеки по месту жительства. Адреса службы можно узнать, зайдя на официальный сайт органов опеки и попечительства.

Список документов

Специалисты органов опеки дают консультацию каждому желающему оформить опеку или попечительство в канцелярии ведомства или по телефону горячей линии. Ниже представлен обязательный перечень документов, который может быть дополнен органами опеки в зависимости от конкретного случая.

https://www.youtube.com/watch?v=3PsaPVM4MrM

Кандидаты должны предоставить:

  1. Заявление на попечительство или опекунство.
  2. Копию паспорта.
  3. Характеристику с места работы.
  4. Справку с ЖЭКа о составе семьи.
  5. Справку о доходах с налоговой службы.
  6. Справку о несудимости из полиции.
  7. Автобиографию.
  8. Документы на недвижимость (которая находится в собственности заявителя).
  9. Медицинскую справку, доказывающее хорошее здоровье.
  10. Согласие родственников будущего опекуна или попечителя. Подается в письменном виде.
  11. Сведения о ребенке.

Пример установления опеки и попечительства

Мужчина проживал с сестрой и матерью до достижения своего совершеннолетия. Всё его детство было омрачено постоянными запоями и драками матери, поэтому сестру он решил взять к себе. Мать отказывается передать ребёнка, поскольку на её стороне 48-ФЗ, требующий согласия родителей на установление опеки над их детьми.

Тогда он обратился в суд, потребовав лишить мать возможности видеться со своей сестрой и установив опеку в свою пользу. В ходе суда:

  1. Суд усмотрел нарушение в части несоответствия разницы между возрастом опекуна и сестры, но счёл обстоятельства уважительными по статье 128 СК РФ;
  2. По ходатайству участвующего представителя органов опеки, к делу был присоединён состав на лишение родительских прав (алкоголизм и плохие условия проживания);
  3. Лишив родительских прав мать, суд признал требования истца обоснованными и соответствующими статье 130 СК РФ, полностью удовлетворив требования.

Заключение

Отметим самые главные моменты статьи:

  1. Опекунство и попечительство накладывает на исполнителей меньше ответственности за ребенка, чем усыновление.
  2. Под опеку может быть взят ребенок до 14 лет, в попечение ребенок – с 14 до 18 лет.
  3. Опекунство осуществляется безвозмездно (за исключением некоторых регионов), попечительство – возмездное.
  4. Попечителям положено ежемесячное пособие на ребенка и вознаграждения за воспитание.
  5. Опекунами и попечителями могут стать только здоровые совершеннолетние граждане.
  6. Для осуществления попечительства необходимо согласие ребенка.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по установлению опеки и попечительства

Вопрос: Одна воспитываю внука, у которого недавно умерла мать. Отец умер ещё раньше, много лет назад. Ребёнок учится в техникуме, живёт на мою пенсию. Органы опеки грозятся передать ребёнка в детский дом. Что можно сделать, чтобы этого не допустить? Валентина.

Ответ: Валентина, органы опеки в данном случае неправы, все их решения необходимо будет разрешать через суд. Внук может проживать с Вами, хотя законным режимом в данном случае будет оформление опеки. Согласно СК РФ, приоритетное право сохраняется за близкими родственниками (бабушкой).

Органы опеки могут передать ребёнка в интернат только если существует реальная угроза здоровью, жизни ребёнка, равно как и нанесению психологической травмы (статья 122 СК РФ). Если Вам менее 55 лет, можно оформить пособие на ребёнка опекуну (в зависимости от региона — около пяти тысяч рублей).

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • заявление на опекунство и попечительство.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 800 350 83 46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://family-advisor.ru/deti-i-roditeli/ustanovlenie-opeki-i-popechitelstva-nad-detmi/

Установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними / Госуслуги Москвы

Распоряжение об установлении опеки

Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Решение УСЗН района города Москвы может быть обжаловано в установленном судебном порядке.

         Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) УСЗН района города Москвы, его должностных лиц, государственных гражданских служащих при предоставлении государственной услуги.

         Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г.

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи  и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».

         Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

2. Требования от заявителя:

2.1. Документов, предоставление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

2.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги

3. Отказа заявителю:

3.1. В приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям.

3.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

4. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами российской Федерации и города Москвы.

         Жалобы на решения, принятые начальником УСЗН района города Москвы рассматриваются Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.

         Жалобы могут быть поданы в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

         1. При личном приеме заявителя (представителя заявителя).

         2. Почтовым отправлением.

         3. С использованием официального сайта Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Жалоба должна содержать:

1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также  номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев отказа в приеме запроса и его регистрации).

5. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

7. Требования заявителя.

8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

9. Дату составления жалобы.

Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем).

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет пять рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

Отказа в приеме документов.

Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении (полностью или в части) либо в отказе в удовлетворении.

Решение должно содержать:

1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу; должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

2. Реквизиты решения (номер, дата, место принятия).

3. Фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица.

4. Фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

5. Способ подачи и дата регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11. Порядок обжалования решения.

12. Подпись уполномоченного должностного лица.

Решение оформляет в письменном виде с использованием официальных бланков.

К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений, в том числе относятся:

1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Органы, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством российской Федерации и города Москвы.

3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

4. Наличия:

4.1. Вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

1. Подачи жалобы в орган или организацию, не уполномоченные на ее  рассмотрение.

2. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

3. В случае если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

4. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес  и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

5. При поступлении в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, до вынесения решения ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы.

Решения об удовлетворении жалобы и об отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия,  по почтовому адресу, указанному в жалобе.

По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица).

В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (представителю заявителя) направляется письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). При оставлении жалобы без ответа по существу заявителю (представителю заявителя) должно быть разъяснено, в какой орган может быть подана жалоба. 

Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, осуществляется путем:

1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

2. Консультирования заявителей в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

В случае установления в ходе рассмотрения жалобы признаков состава административных правонарушений или уголовных преступлений соответствующие материалы должны быть незамедлительно направлены в органы, уполномоченные законодательством возбуждать производство по делам об административных правонарушениях и (или) по уголовным делам.

Источник: https://www.mos.ru/pgu/ru/services/procedure/0/0/7700000010000269751/

Установление опеки и попечительства

Распоряжение об установлении опеки
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Установление опеки и попечительства

И опека, и попечительство призваны защищать права и интересы тех граждан, чья дееспособность полностью или частично ограничена.

Нормы ст.ст. 31 – 40 Гражданского кодекса определяют наиболее обобщенные положения по вопросу “установление опеки и попечительства”. Cпециализация таких норм отражена в СК РФ, ФЗ № 48-ФЗ, принятом 24.04.2008 г.

Нормативные акты подразумевают под опекой и попечительством такой законодательный институт, который обладает признаками комплексности, сочетания частноправовых и публично-правовых норм.

Однако ни один из законодательных актов не дает самого определения этих понятий, ограничиваясь лишь их целями.

Установление опеки и попечительства призваны защищать права и интересы тех граждан, чья дееспособность полностью или частично ограничена.

Нормы СК предполагают установление опеки и попечительства над малолетними лицами и теми, кто недееспособен полностью.

Попечительство же назначается над теми, чья дееспособность ограничена, а также над теми несовершеннолетними, которым исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Данные формы государственного социального воздействия – установление опеки и попечительства – предусмотрены в отношении несовершеннолетних не только для защиты преследуемых ими интересов, но и для проведения их воспитания, оказания содействия в исполнении прав, принадлежащих им, охране от противоправных действий третьих лиц.

Такие положения Федерального закона смогли наиболее полно раскрыть суть определений опеки и попечительства, применяемых в отношении несовершеннолетних детей. Установление опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, является вынужденной мерой государства, призванной к проявлению заботы об интересах несовершеннолетних.

Основания установления опеки или попечительства

Последствия отсутствия родительской опеки, требуемой в отношении несовершеннолетних, проявляются в установлении над ними опеки или попечительства, Основания и порядок установления опеки и попечительства отражены в ст. 121 СК.

Исключительным случаем установления опеки является назначение опекуна над ребенком родителя, который не достиг 16-летия. Такое правило установлено ст. 62 СК.

Ошибочным является мнение о том, что установить опеку или попечительство можно только в отношении такого несовершеннолетнего, у которого родители утратили свои права.

Ребенок может быть признан не имеющим родительского попечения в случаях:

  • смерти родителей;
  • наличия решения, которым родители лишены прав на ребенка;
  • наличия болезни у родителя, препятствующей воспитанию ребенка;
  • родительского бездействия.

Данный перечень не является окончательным. Главное значение обстоятельств должно заключаться в невозможности нормального воспитания ребенка, его обучения и развития, а также создании таких условий проживания, которые угрожают здоровью и существованию несовершеннолетнего.

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

Опека и попечительство имеют социально значимое предназначение. Благодаря их установлению осуществляется защита лиц определенных категорий.

Данные понятия относятся к положениям Гражданского и Семейного права, в результате чего их применение осуществляется к отдельным лицам.

В чем отличие установление опеки и попечительства над несовершеннолетними?

Опека, как категория СК, устанавливается над несовершеннолетними детьми, которые не достигли 14-летия и, родители которых не оказывают им своего попечения.

Исключительным случаем является назначение опеки в отношении ребенка, родитель которого не достиг 16 лет. Это не означает, что такой родитель не исполняет своих обязанностей по отношению к ребенку.

С точки зрения ГК, опека назначается над недееспособными гражданами.

Попечительство в разрезе СК назначается над несовершеннолетними, находящимися в возрасте 14-18 лет. ГК же устанавливает попечительство над теми лицами, чья дееспособность ограничена.

Назначение опекуна или попечителя в отношении несовершеннолетнего возможно и в тех случаях, когда свобода родителя ограничена судебным решением о помещении последнего в места лишения свободы.

Порядок установления попечительства и опеки

Несовершеннолетние, в отношении которых требуется установление опеки и попечительства, не всегда являются детьми тех родителей, чьи права в отношении ребенка прекращены судом.

Защищая интересы детей, с 01.08.2008 года, в силу вступило положение, согласно которому отдельные категории детей наделяются правом предоставления согласия или несогласия наустановление опеки и попечительства.

Так, мнение детей, достигших 10 лет, будет учтено органом опеки при установлении над ним опекуна или попечителя. Такие несовершеннолетние вправе не давать согласие на проведение в отношении них опекунских процедур и установление конкретного лица опекуном или попечителем. Согласие опекаемого должно быть изложено в письменной форме.

Дети младшего возраста не наделены правом выражения согласия или несогласия в отношении данного рода процессуальных действий.

Процедура назначения ограничивается изданием опекунским органом приказа, в котором указывается лицо опекун (попечитель) и лицо, в отношении которого устанавливается опека (попечительство). В данном документе определяется срок действия такого процессуального положения сторон. Даже если этот срок не определен приказом, по общему правилу, он прекращается совершеннолетием ребенка.

Передача братьев и сестер под опеку

Одним из нововведений действующего законодательства стала обязательная недопустимость передачи братьев и сестер под опеку различных опекунов, влекущую их разлучение.

Недопустимость такой разлуки является обеспечением интересов детей.

Руководствуясь теми же интересами, орган опеки может назначить братьям и сестрам разных опекунов и попечителей, однако в документе, свидетельствующем о таком решении должны быть указаны причины такого действия, а также основания, по которым одно и тоже лицо не смогло получить опекунство в отношении всех несовершеннолетних, имеющих родство.

Практика показывает, что дети, объединенные родством и лишенные попечительства своих родителей, передаются под опеку одному лицу, что позволяет не разлучать их и демонстрировать семейные ценности, которые защищаются государством.

Порядок установления попечительства и опеки над детьми, которые имеют родственную связь, не отличается в иных процедурах от общего приказного назначения лиц.

Выбор опекунов

Назначение опекунов и попечителей осуществляется в отношении несовершеннолетних детей с целью достижения индивидуально защищенности их интересов. Распоряжение органа опеки является основанием для такого назначения.

Граждане, изъявившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних, подают заявления от своего имени в орган опеки, который территориально соответствует месту жительства ребенка, в исключительных случаях, по месту собственного жительства.

Кандидат, прошедший процедуру назначения считается опекуном (попечителем) ребенка. Такое назначение подлежит обжалованию по заявлению заинтересованных лиц. Примером может послужить желание родственника стать опекуном ребенка после того, как в отношении последнего был назначен опекун, не имеющий общего родства с несовершеннолетним.

Обжалование производится в судебном порядке, а его завершением является судебное решение, которое выносится в интересах опекаемого.

Опекуны или попечители не имеют специальных удостоверений, их полномочия подтверждаются распоряжением о назначении, изданном органом опеки.

Прекращение опеки или попечительства

Существует ряд оснований, по которым опека или попечительство прекращаются в автоматическом порядке:

  • достижение ребенком 14-летнего возраста в отношении опеки и совершеннолетия в отношении попечительства;
  • эмансипация ребенка, основанная на получении дееспособности в полном объеме, что возможно в результате заключения брака;
  • эмансипация 16-летнего ребенка по согласию попечителя;
  • получение полной дееспособности родителем ребенка, в отношении которого назначен опекун. Поводом может стать совершеннолетие родителя, его эмансипация или заключение брака, в возрасте до 18 лет;
  • судебное решение, которым родители ребенка восстановлены в своих правах на него. В случаях, когда родители не были лишены родительских прав, вопрос об отмене опеки (попечительства) разрешается органом опеки;
  • судебное решение, прекращающее ограничение прав родителей на ребенка;
  • усыновление несовершеннолетнего

Кроме того, опекун (попечитель) может быть освобожден от своих обязанностей на основании собственного заявления, а также отстранен от обязанностей в случае их ненадлежащего исполнения.

Отстранение опекунов

Общее правило свидетельствует о возможности отстранения опекуна (попечителя) от его обязанностей по отношению к несовершеннолетнему, в случае:

  • исполнения своих обязанностей ненадлежащим образом;
  • умышленного и корыстного нарушения прав несовершеннолетнего, пребывающего под опекой;
  • установления фактов нарушения правил по охране имущества опекаемого или порядка распоряжения таким имуществом.

Отстранение осуществляется незамедлительно, начиная с того момента, когда орган опеки обнаруживает факты, свидетельствующие о недобросовестном исполнении обязанностей опекуна или попечителя, вне зависимости от наличия последствий.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/ustanovlenie-opeki-popechitelstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.