Структура отдела образования

Организационная структура управления образованием РФ

Структура отдела образования

Уровень управления Орган управления Примечание
Федеральный Министерство образования и науки РФ
Региональный Органы субъектов РФ Возможны структуры: Департамент образования при правительстве области, республики; Комитет образования; Управление образования; Министерство образования области, республики.
Муниципальный Муниципальный Возможные структуры: Городской (поселковый, сельский и т.д.) комитет образования; Городской отдел образования; Управление образования при администрации города

Принципиально новым инструментом управления в сфере образования для современной России явилась серия договоров между Министерством образования и науки РФ и субъектами РФ.

Однако Министерство образования и науки всё ещё сталкивается с разного рода противодействиями и смешением функций между основными действующими лицами: Российской Федерацией, субъектами РФ, местными органами самоуправления и образовательными учреждениями.

Субъекты РФ несут ответственность за практическое воплощение федеральной политики и за принятие решений, касающихся региональных особенностей образовательной системы

Компетенция органов власти субъектов РФ в области образования функционально практически идентична компетенции органов федеральной власти, за исключением того, что относится она к образовательным учреждениям регионального подчинения.

Субъекты РФ отвечают за финансовое подкрепление государственных гарантий доступности, бесплатности и обязательности среднего образования путём выделения субвенций местным бюджетам.

Здесь имеется в виду право соответствующих органов устанавливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные к федеральным льготам и нормы материально-технического обеспечения обучающихся и педагогических работников.

Региональный уровень управления ответствен за установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

Обязанностью муниципальных органов является осуществление повседневного текущего управления местной системой образования.

На сегодняшний день система образования в России представляет собой многоуровневую, многоаспектную систему, характеризуемую следующими показателями:

● установлено шесть образовательных уровней (цензов), а также уровни образовательных программ (основные и дополнительные), в том числе четыре подуровня общеобразовательных программ и четыре – профессиональных;

● законодательно закреплены семь типов образовательных систем;

● закреплено несколько сотен направлений начального, среднего профессионального образования, несколько десятков направлений и более 300 специальностей высшего профессионального образования.

У каждого образовательного учреждения любого типа, вида, организационно-правовой формы есть учредитель, т.е. физическое или юридическое лицо, учредившее (создавшее) данное учреждение.

Учредителем образовательного учреждения в соответствии со ст. 11 Закона «Об образовании» могут быть:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;

2) отечественные или иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;

5) физические лица.

По существу, учредителем образовательного учреждения может быть любой, кто пожелает взять на себя эту ответственность и весь груз проблем.

Каждый уровень управления системой образования ответствен за определённый уровень образования. В настоящее время существует распределение

Учредители учебных заведений в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ.

Учредители учебных заведений Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень
Уровни образования Среднее профессиональное Начальное профессиональное Дошкольное
Высшее профессиональное Среднее профессиональное Общее среднее
Послевузовское профессиональное Профессиональная подготовка взрослых Учреждение дополнительного образования

Для негосударственных образовательных учреждений допускается совместное учредительство.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только РФ.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов РФ.

Разграничение компетенций

в управлении образованием

Это разграничение предусмотрено в III главе Закона «Об образовании».

Федеральный уровень. К компетенции российской Федерации в области образования в лице её федеральных органов государственной власти и органов управления образованием отнесены 23 функции.

1 Формирование и осуществление государственной политики в сфере образования.

Главным инструментом формирования государственной политики в сфере образования является Федеральная программа развития образования.

2 Определение общих условий функционирования системы образования и образовательных учреждений, включая правовое регулирование в пределах своей компетенции. В первую очередь – это установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов.

3 Установление льгот, экономических нормативов, различных норм и правил – налоговых льгот, нормативов и порядка финансирования, ставок оплаты труда.

4 Создание учебных заведений федерального ведения и непосредственного руководства ими.

5 Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования.

6 Реализации специфических функций – лицензирование образовательных учреждений по программам высшего и послевузовского профессионального образования.

На уровне субъектов Российской Федерации функций – 18.

Они во многом повторяют функции федерального уровня, но с учётом того обстоятельства, что их реализация ограничивается определённой территорией субъекта Федерации. Их можно объединить в группы.

1 Формирование и осуществление государственной (региональной) политики в сфере образования.

2 Определение специфических условий функционирования системы образования и образовательных учреждений в регионе.

3 Установление дополнительных региональных льгот, экономических нормативов, различных норм и правил.

4 Создание учебных заведений регионального ведения и непосредственное руководство ими.

5 Обеспечение соблюдения законодательства РФ в области образования, контроль исполнения государственных образовательных стандартов.

6 Реализации специфических функций.

На муниципальном уровне органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение установленного законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

К исключительной компетенции муниципальных органов власти относятся следующие функции:

● планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

● формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

● обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения.

Образовательное учреждение самостоятельно:

● устанавливает внутреннюю структуру своей деятельности, в том числе образовательной;

● организует, обеспечивает, осуществляет и развивает образовательный процесс и другие виды своей деятельности. Включая финансово-хозяйственную;

● формирует кадровый потенциал и контингент учащихся;

● устанавливает условия оплаты труда и материального стимулирования;

● осуществляет контроль за обеспечением и обеспечивает выполнение социальных нормативов и условий.

Просмотров 3721 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-2795.html

Рассмотрение структуры управления образованием на муниципальном уровне

Структура отдела образования

Рассохин, А. А. Рассмотрение структуры управления образованием на муниципальном уровне / А. А. Рассохин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15216/ (дата обращения: 28.01.2021).



В данной статье рассмотрена структура управления образования на муниципальном уровне. Отражены составляющие данной структуры, а также схемы работы структуры управления образования на муниципальном уровне.

Ключевые слова: образование, управление образованием, муниципальный уровень, система управления, структура управления.

Современная система управления образованием в Российской Федерации претерпевает изменения, происходит модернизация системы образования, из чего вытекает развитие различных тенденций управления образовательной системой. Следует отметить. что в России осуществляется единая государственная политика, касающаяся области образования, которая представлена в «Законе Российской Федерации об образовании».

В ходе анализа тематической литературы было определено, что понятие управление образованием можно рассматривать с двух сторон, как организацию и как процесс. Если говорить о управлении образованием, как о организации, то его нужно характеризовать, как организационно-структурную сложноустроенную систему.

В данной системы принято выделять структуры регионального управления образованием, а также в ней выделяются структуры управления образовательными учреждениями, а также муниципальные структуры.

Если говорить о управлении образованием, как о процессе, то это понятие характеризуется, как циклический процесс выработки и реализации решений, направленных на стабильное функционирование и эффективное развитие всей системы. Отличительные характеристики управления образованием, как процесса:

– планирование;

– руководство и контроль всех текущих процессов;

– постоянное саморазвитие.

Грамотное структурирование системы образования обеспечивает полноценное выполнение поставленных задач на каждом из уровней. Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по так называемой линейно-функциональной схеме. Для наглядности на рисунке 1 представлена обобщенная структура управлением образования.

Рис. 1. Обобщенная структура управлением образования

Для более детального рассмотрения и анализа структуры управления образованием на муниципальном уровне на рисунке 2 представлена действующая структура управления образованием.

Рис. 2. Действующая структура управления образованием

На данный момент в системе управления образованием развивается явление децентрализация. Некоторые полномочия и ряд функций передается от вышестоящих органов к нижестоящим, региональные и непосредственно местные органы выстраивают пути решения таких проблем как:

– материальные;

– кадровые;

– организационные;

– финансовые.

Решение данных задач требует грамотно выстроенного порядка в системе управления образованием на муниципальном уровне. Данная система является совокупностью таких элементов как:

– образовательные программы;

– государственные образовательные стандарты;

– сети образовательных учреждений.

Для образовательных учреждений регионального и муниципального ведения создана комбинированная двухфазная и трехзвенная структуры управления.

Двухфазная схема реализуется при условии, что между образовательным учреждением и органом управления образованием нет промежуточных звеньев.

Трехфазная схема задействована при условии наличия дополнительного звена, которое представлено в лице муниципального органа управления образованием.

Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами народного образования, которые созданы муниципальными органами власти. Данные органы выполняют задачи по осуществлению управления учебными заведениями общего образования, основная часть которых организовано в муниципальном масштабе.

Представленная структура управления предъявляет весьма высокие требования к взаимодействию между уровнями и субъектами управления, распределению между ними функций управления.

Подводя итог вышесказанному следует отметить, что система управления образованием имеет четкую структуру, подразделяющуюся на общефедеральное, региональное и муниципальное управление.

Анализируемый муниципальный уровень управления образованием представлен отделами образования или иными структурными подразделениями органов власти муниципальных образований.

По отношению к образовательным учреждениям, относящимся к муниципальному уровню, органы управления образованием данного уровня также выступают как вышестоящие органы и учредители, при этом они осуществляют управление ими по двухзвенной схеме.

Литература:

  1. Волгин Н. А. Социальная политика: Учебник. — М., 2014. — 547 с.
  2. Кванина В. В., Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. — М., 2015. — 309 с.
  3. Козырин А. Н., Корф Д. В., Ялбулганов А. А. Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Реформы и право. — 2010. — № 3. — С. 43–62.

Источник: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15216/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.