Характеристика девочки 5 лет

Всё про то, что должен уметь ребенок в 5 лет

Характеристика девочки 5 лет

Начиная от самого рождения, ребенок постоянно развивается и растет.

Для каждого возраста есть определенные нормы.

Они хоть и условны, но за соответствием развития малыша своему возрасту следят педиатры, логопеды, психологи, дефектологи и другие специалисты.

Какого уровня должен достичь ребенок в 5 лет?

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Что должны уметь делать?

В 5 лет ребенок должен самостоятельно:

  • умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
  • сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
  • мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
  • уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
  • самостоятельно принимать ванну.

При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.

Что должны знать?

В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:

  • Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
  • Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
  • Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
  • Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
  • Чтение по слогам (часто, но не всегда);
  • Решение простых логических задач и загадок;
  • Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
  • Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Тест

Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

  • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
  • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Картинку с 3 кругами разных цветов;
  • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).

Задачи:

  1. Спросить, какое сейчас время года.
  2. Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
  3. Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
  4. Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
  5. Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
  6. Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
  7. Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.

Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».

Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.

Задания и занятия

  1. Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
  2. Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.

Психология

Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.

Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

Особенности речи

Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.

  • Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
  • использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
  • умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
  • может с выражением прочитать стихотворение;
  • знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
  • знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
  • знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.

Мелкая моторика

К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:

  1. Правильно держать карандаш (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
  2. Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
  3. Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
  4. Лепить мелкие детали из пластилина;
  5. Завязывать и развязывать шнурки.

Игры

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

  1. Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
  2. Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/5-let.html

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка

Характеристика девочки 5 лет

Педагогическая характеристика на Петрову Е., 4 года.

1.Общая характеристика. В детский сад № N. Петрова Е. поступила в 2016 году. В настоящее время обучается в средней группе по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Характеристика семьи. Ребенок родился в полной семье. Воспитанием в семье в большей мере занимается мама. Родители Е. заинтересованы в развитии и воспитании ребенка. Следуют советам педагогов.

3. Соматическое здоровье: болеет простудными заболеваниями, аппетит средний, засыпает не сразу, сон спокойный.

4. Знания, умения и навыки по программному материалу:

4.1. Характеристика учебных умений, связанных с обучением математике:

Количество и счёт: дифференцирует понятия «один-много», владеет количественным счётом в пределах 5, знает цифры от 1 до 5.

Восприятие цвета: узнает и называет основные цвета;

Восприятие формы: различает и называет основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), соотносит форму предмета с геометрической формой.

Восприятие величины: представление о величине сформировано недостаточно, дифференцирует предметы, контрастные по величине.

Временные представления: временные представления не сформированы, плохо ориентируется во времени суток, не называет дни недели, не знает названия месяцев года, путает названия времен года.

Пространственные представления: пространственные представления сформированы недостаточно, плохо выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, в недостаточной мере определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади).

4.2. Характеристика речи ребенка. Речевое развитие: уровень ниже среднего – Е. затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Может пропускать структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятельна.

Словарь в пределах обихода. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью доказательством. Допускает грамматические ошибки. Звуковая сторона речи. Фонетический строй речи сформирован недостаточно. Нарушено звукопроизношение нескольких групп звуков.

Связная речь сформирована, в речи чаще использует простые неполные предложения, отвечает на вопросы взрослых, как односложно, так и полной фразой.

Причинно-следственные связи недостаточно сформированы. Работа с серией сюжетных картинок вызывает затруднения. Не может разложить в нужной последовательности, не выделяет начало и конец рассказа.

Испытывает трудности в классификации, обобщении, объяснении.

5.Особенности моторной сферы: Е.

присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется недостаточной хорошей координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, быстрой утомляемостью.

Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям. Затруднения проявляются при удержании равновесия. Наблюдается низкое качество выполнения движений, нарушение их порядка и количества.

У Е. недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у ребенка проявляется в слабом развитии навыков самообслуживания, вырезания ножницами, раскрашивании, не выходя за границы изображения, невыполнении заданий, связанных с рисованием линий, кругов и др.

То есть наблюдается недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

6. Характеристика деятельности.

6.1.Навыки самообслуживания соответствуют возрасту: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, одеться, раздеться, обуться; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умеет убирать постель.

6.2.Игровая деятельность. Е. к лидерству не стремится, в общении со сверстниками избирательна, играет обычно в паре; не старается довести начатое дело до конца, критичность к своей работе не проявляет.

Может сама организовать игру, при этом главную роль себе не отводит. Шумным, подвижным играм предпочитает тихие, спокойные, предметно-процессуальные с сюжетной наполняемостью, особенно Е.

увлекается героями из мультфильма «Щенячий патруль», поэтому большая часть ее игровой деятельность так или иначе связана с героями мультфильма.

6.3. Отношение к занятиям. Е. испытывает трудности в усвоении программного материала; по разделам программы «От рождения до школы» имеет уровень ниже среднего.

Достаточно низкий уровень познавательной активности, низкий объём представлений об окружающем мире, испытывает трудности установления причинно-следственных связей.

В целом у ребенка в недостаточной мере сформированы внимание, память, восприятие.

На занятия идет неохотно, после убеждений педагога. В процессе работы малоактивна, если не спросить, сама инициативу не проявляет, отмечается слабость волевого напряжения.

Работоспособность и концентрация внимания недостаточная, характер деятельности неустойчивый, требует постоянного контроля со стороны педагога, наблюдается быстрая утомляемость, часто характеризующаяся словами «я устала».

Не всегда способна контролировать свою деятельность, часто отвлекается, быстро теряет интерес, не доводит дело до конца, темп деятельности ниже среднего.

Е. проявляет интерес к художественно-изобразительному искусству и творчеству; любит рисовать, раскрашивать, лепить, но из-за недостаточной сформированности мелкой моторики и волевого напряжения продукты творческой деятельности получаются непонятными, бессюжетными, невнятными («каляки-маляки»).

7. Личностные особенности:

Нередко проявляет нежелание подчиняться требованиям взрослых, наблюдается некоторая пассивность в различных видах деятельности, отсутствует инициатива; на уступки идет, но после уговоров; наблюдается капризность. Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя Е.

имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, не всегда самостоятельно следует им (садится на пол переодеваться, играет на коленках на улице, отказывается одеваться), часто поведение определяется непосредственными побуждениями.

К детям в группе относится в целом доброжелательно, может прийти не помощь, склонности вредить, обижать других не имеет, склонности к трудовой деятельности не проявляет.

8. Особенности эмоционально-волевой сферы: В целом наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоционально-волевая регуляция и самоконтроль не сформированы в достаточной мере. Е.

присущ негативизм («не хочу», «не буду», или наоборот, «я хочу»), характер в целом спокойный, внушаема, настойчива, может проявлять склонность к гневу, когда происходит не так, как она того хочет, может в игровой деятельности занять себя самостоятельно.

Источник: https://multiurok.ru/files/psikhologo-pedagogicheskaia-kharakteristika-na-reb.html

Развитие ребёнка 5 лет

Характеристика девочки 5 лет

Вашему ребенку пять лет. Именно в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера маленького человека. У вас еще есть время скорректировать и закрепить навыки, приобретенные ребенком.

Порой родители недоумевают, отчего их ребенок не похож на них: в нем нет их сосредоточенности, аккуратности, стремления к познанию нового. От кого же унаследовал малыш капризность и лень?

А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Ведь воспитывать — это не только назидать, но и помогать ребенку в познании окружающего мира, содействовать ему, попросту научиться разговаривать с ребенком на его языке — на языке игры.

Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим.

Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.

В процессе игр старайтесь еще раз закрепить у ребенка знания в самых разных областях: определение формы, размера, цвета предмета; соотношение предметов по длине, высоте, ширине; определение материала, из которого изготовлен предмет; понимание значения предлогов (в, под, над), расположения предметов в пространстве (снизу, справа, слева), умение вежливо разговаривать, обращаться с просьбой, благодарить, терпеливо выслушивать собеседника.

Игры имеют огромное значение для воспитания ребенка, особенно когда они проводятся в группе детей. Они являются своего рода тренингом социального развития ребенка (умения контактировать со сверстниками, подчиняться определенным правилам, уступать, принимать роль, лидировать). В игре формируются творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Позвольте своему ребенку развивать игровую фантазию. Разрешите ему пользоваться разнообразными (ненужными на ваш взгляд) вещами: тряпочками, палками, железяками и прочим хламом.

Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых.

Он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм. Помогите ребенку, поощряя его достижения. Существует золотое правило: поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению.

Особенности развития ребёнка 5 лет

В пять лет у ребенка хорошее психомоторное развитие. Он вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются. Активно используйте познавательные игры-прогулки на свежем воздухе, игры на физическое развитие ребенка.

У ребенка стабилизируется координация мелких движений рук и зрительного контроля, что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной и творческой деятельности. Он с большим удовольствием рисует, вырезает и клеит, строит замки и фантастические конструкции, украшает дом подручным материалом.

В этом возрасте ребенок начинает увлеченно играть. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно.

Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.

Играют не только в «больницу», «школу», но способны к театрализации полюбившихся сказок и мультфильмов.

В этом возрасте ребенок не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает язык. Словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.

Особенностью речи ребенка пяти лет является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь.

Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, сочиняет стихи, песенки, пересказывает, обменивается впечатлениями. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения.

Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна.

Память ребенка пяти лет находится в состоянии перехода от непроизвольного к сознательному запоминанию. Ребенок легко может заучить стихотворение, песенку. Проследите, чтобы наряду с простым запоминанием у ребенка развивалась смысловая память — ребенок должен хорошо понимать, что он заучивает.

Итак, к пяти годам ребенок:

❀ обладает словарным запасом около 3000 слов;

❀ знает свой адрес;

❀ пользуется предложениями из 5-6 слов;

❀ пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными;

❀ умеет пересказывать;

❀ правильно произносит практически все звуки;

❀ определяет право – лево у себя, но не у других;

❀ знает простые антонимы (большой – маленький; твердый – мягкий);

❀ пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;

❀ считает до двадцати, знает десятки;

❀ определяет большее и меньшее количество;

❀ знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Рекомендуем посмотреть:

Физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет

Психологические особенности развития ребёнка от 5 до 7 лет

Источник: https://ped-kopilka.ru/pedagogika/razvitie-reb-nka-5-let.html

Особенности развития ребенка 5-6 лет

Характеристика девочки 5 лет
Особенности развития ребенка 5-6 лет

Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.

Развитие личности ребенка 5-6 лет.

Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение.

Дети не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.).

Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать.

То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах и особенностях.

Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей.

Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает не столько интерес к дисциплинам, сколько желание  видеть себя «умным», «знающим», «умеющим», особенно по сравнению со сверстниками.

К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.

Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде.

При оценке поступков сверстников дети часто категоричны и требовательны, при этом в отношении собствен­ного поведения, как правило,  более снисходительны и недостаточно объективны.

Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей.. 

К 5-6 годам ребенок приобретает понимание  системы первичной половой идентичности, то есть он отчетливо представляет качества, которыми обладают мужчина и женщина,  особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии. И как следствие, при выборе в общении  сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим  социальным и природным миром, необычными событиями и фактами.

При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия».

А также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.

Общение ребенка 5-6 лет

Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Так, предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.).

 Общение детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том,  что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Это становится возможным благодаря: интенсивному развитию речи и наличию произвольности в действиях, то есть дети могут без помощи взрослого налаживать общение и организовывать игру. В игре со сверстниками важное значение принимает  совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж.

В случаях возникновения непонимания во время игры дети пытаются объяснить партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.  В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли.

 

При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабева­ет. Дети активно стараются  привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор, поделиться  своими новыми  знаниями, впечат­лениями, суждениями.

И только равноправное общение с взрослым может поднять мнение ребенка о себе и  помочь  почувствовать свое важность и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Развитие психических процессов  в 5-6 лет.

Восприятие

Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Внимание

Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению  и переключению.

То есть, ребенок способен  выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности.

Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

Память

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.

Мышление

В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление.  Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.

https://www.youtube.com/watch?v=5wY4vIyvVZM

Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.

Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.

Понятие  времени  ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается  не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются  названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события.

Воображение

Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.

Речь

Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством.  Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы.  Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.

Рекомендуемые игры с ребенком 5-6 лет

Настольные игры для нескольких игроков (лабиринты, квесты и т.д.)

Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуации – причина и следствие с точки зрения моральных норм. Возможно, придумывать свой конец историй, сочинять сказку на заданную тему. Также можно вводит в круг чтения и познавательную литературу: детские энциклопедии.

Продолжаем развивать мелкую моторику:

  • Конструкторы: «лего» с мелкими деталями, деревянные, металлические (моделирование).
  • Работа с ножницами (аппликации), раскраски (желательно карандашами)

Любые формы ролевых игр: куклы и машины, дома и фермы и пр.

Можно поиграть в профессии знакомые ребенку и уточнить кто и что делает.

Подвижные игры продолжают развивать координацию, ориентацию в пространстве и крупную моторику.

Компьютерные игры не более 10-15 минут в день.

Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.

Этот возраст физиологи называют «периодом первого вытяжения», так ребенок за год может вырасти на 5-7 см. Рост ребенка в 5 лет в среднем 106.0-107.0 а масса тела 17.0-18.0 кг. В течение года  в месяц прибавка в  весе составит 200 г, а роста – 0.5 см.

Также характерно неравномерность роста отдельных частей тела. И в этом периоде жизни ребенка, отмечается увеличение длинны конечностей, ширины таза и плеч как у мальчиков, так и у девочек. При этом есть половые различия: грудная клетка у девочек увеличивается более интенсивно, чем у мальчиков.

Костный скелет продолжает изменяться. Поскольку рост головного мозга еще не закончен, кости черепа еще сохраняют хрящевые зоны. Окружность головы  к 6 годам в среднем составляет 50 см. Поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет более 90% размеров поверхности мозга взрослого человека.

Носовая перегородка также еще не окостенела. Это необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Позвоночник ребенка 5-6 лет очень чувствителен к деформирующим факторам, так как скелетная мускулатура еще слаба в области связок и сухожилий. Поэтому при избыточной массе тела ребенка, а также при несбалансированных физических нагрузках возможно нарушение осанки, развивается плоскостопие и вздутый или отвислый живот (возможно появление грыжи).

Однако крупные мышцы к 6 годам развиты хорошо, поэтому спортивные упражнения даются им легко. А вот мелкая моторика еще не достаточно сформирована.

Дыхательная система ребенка еще сильно отличается от взрослой: она гораздо уже. И поэтому нарушение температурного режима в помещении, а также отсутствие баланса влажности может привести к распространению респираторных заболеваний.

По сравнению с новорожденным сердце ребенка увеличилось в 4 раза. Средняя частота сердцебиения составляет 92-95 ударов в минуту.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы: возбуждение и самое главное торможение, которое позволяет ребенку произвольно контролировать поведение и мыслительные процессы. Но поскольку эти процессы все-таки еще не совершенны, ребенок может с отсрочкой по времени реагировать на экстренную просьбу (отпрыгнуть, оттолкнуться и т.д.).

Также в этом возрасте четко прослеживаются так называемые «динамические стереотипы», то есть ребенок может негативно реагировать на смену привычного уклада жизни. Для совершенствования этих нервных процессов рекомендуется создавать частично измененную на время обстановку при проведении подвижных игр, походы в гости и на общественные мероприятия.

Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».

  2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….

    »

  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. 5.     Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии»
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…

    »

  7. Адель Фабер, Элейн Мазлиш, “Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили”
  8. Росс Грин, «Взрывной ребенок».
  9. Джон грей, «Дети с небес»
  10.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. “Шпаргалка для взрослых”.

 

Источник: https://www.b17.ru/article/39461/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.